Подписка

Подписной индекс в каталоге «Роспечать» 84121

Итоги собрания НП «Национальный Союз мясопереработчиков» 15 марта 2018 года

Итоги собрания НП «Национальный Союз мясопереработчиков» 15 марта 2018 года
27 марта 2018

15 марта 2018 года «Национальный Союз мясопереработчиков» (далее – «Союз») провел собрание членов «Союза» по обсуждению насущных вопросов текущего момента.

Более 50 участников из разных регионов страны съехались для участия в мероприятии. Повестка дня включала как традиционные вопросы цен на мясное сырье, практических кейсов по организации собственной розницы и работе с торговыми сетями, так и обзор новых законодательных инициатив, и знакомство с опытом продвижения брендов мясной продукции на региональном уровне.

В работе собрания принял участие Сергей Герасимович Митин, с 14 октября 2017 года вступивший в полномочия сенатора верхней палаты Парламента, до этого 10 лет руководивший Новгородской областью в качестве губернатора.

В весеннюю сессию законодатели должны принять порядка 500 законопроектов! Такое количество даже сложно себе представить. А если добавить сюда и то, что зачастую все эти законопроекты еще и слабо проработаны и вносятся в спешке, то получается очень невеселая картина.

Владимир Владимирович на встрече с Советом законодателей в Петербурге уже говорил о том, что «…Законодатели должны готовить более качественные инициативы. Законопроекты далеко не всегда имеют глубокую проработку… Законотворцам пока не удалось достичь комплексного, системного подхода». Это, кстати говоря, вина не только законодательного собрания, но и федеральных органов исполнительной власти, которые готовят документы по своим направлениям деятельности. «В результате получается спешка и суета, а корректировка правового поля потом идет годами, возникают проблемы правоприменительной практики». В своем выступлении сенатор также отметил важность принятия выверенных, взвешенных решений, основанных на реалиях, возможностях и потребностях общества.

Все вносимые законодательные инициативы, кроме того, касаются совершенно различных направлений и, конечно, быть одновременно экспертом абсолютно во всем не реально. В связи с чем приходит понимание, что в этой работе законотворцам необходимо плотно работать с бизнес-объединениями, отраслевыми союзами и ассоциациями. Их экспертный потенциал может способствовать более глубокой проработке выдвигаемых инициатив и, как следствие, принятию на этой основе взвешенных и выверенных решений. О важности существования отраслевых объединений и повышении их роли во взаимодействии с органами государственной власти говорит в своих выступлениях и Джамбулат Хатуов – Заместитель Министра сельского хозяйства Российской Федерации, призывая все предприятия АПК присоединяться к работе отраслевых Союзов. Их роль, особенно в сфере переработки сельхоз сырья сложно переоценить.

В последние годы АПК показывает устойчивый рост. Успешным был и 2017 год. Производство зерна достигло рекордного объема - 134,1 млн. тонн. Растет производство мяса птицы, свинины, практически полностью вытеснив импортные поставки этой продукции. А "Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы" предусмотрен дальнейший рост производства сельскохозяйственного сырья и продовольствия и их экспорт. В своем докладе на «Правительственном часе» в Совете Федерации 17 января 2018 г. Министр сельского хозяйства А.Н. Ткачев подтвердил перспективу роста основных сельскохозяйственных культур и продовольствия в 2018 году.

Но основной драйвер развития сырьевого сектора и основной его потребитель – это переработка. На переработку давно следовало обратить особое внимание, ведь она, как потребитель, тянет за собой развитие рынка специй и добавок, других ингредиентов, оболочки и тары, логистических услуг и оборудования.

Однако, в нашей стране существует дисбаланс между увеличением объема сельхоз производства, его переработкой и развитием инфраструктуры хранения и доставки продукции до конечного потребителя. Индекс производства пищевых продуктов за 2006 – 2016 гг. составил 131,8 %, в то время как индекс сельскохозяйственного производства - 141,9 %.

Например, уже в прошлом, 2017 году, ряд сельскохозяйственных регионов и организаций уже испытывали сложности со сбытом, хранением и переработкой зерна и некоторых других видов сельскохозяйственной продукции. При дальнейшем росте сельского хозяйства и диспропорции индексов, эти проблемы будут обостряться.

Решением этой проблемы может стать диверсификация сельскохозяйственного производства, в том числе посредством внедрения технологий глубокой и комплексной переработки продовольственного сырья. Что позволит не только насытить внутренний рынок, но и обеспечить увеличение экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью.

Характерным примером является диверсификация экспортной продукции за счет переработки зерна. На мировых рынках востребованы: мука различных видов, отруби, крахмал и его производные (глюкоза, модифицированные крахмалы, мальтодекстрины, полиолы, аминокислоты), белковые композиты. При условии глубокой переработки только одной третьей части экспортируемого зерна, экспортная выручка от продажи зерновых увеличится с 7,3 до 17,1 млрд. долларов США.

Но, к сожалению, на сегодняшний день большая часть технологического оборудования, предназначенного для глубокой переработки сельскохозяйственного сырья и продовольствия в России не выпускается.

Министерство промышленности и торговли РФ подготовило проект Стратегии развития машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности РФ на период до 2030 года, реализация которой позволит, в том числе, на 60% обеспечить отечественным оборудованием предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности страны. Проект был рассмотрен на заседании Экспертного совета при Комитете СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию 23 ноября 2017 года. Эксперты сошлись во мнении, что данный документ в представленной редакции требует существенной доработки. Однако, Минпромторг настаивает на его принятии. Мол, примем, а потом по ходу доработаем. Все бы ничего, но Стратегией, кроме всего прочего, с начала 2019 года предусмотрено введение пошлин на ввозимое оборудование, что сразу же скажется на его цене. В такой ситуации принятие в спешке документа, требующего доработки, весьма опрометчивое решение.

Для анализа состояния нормативно-правовой базы и текущей ситуации обеспеченности предприятий технологическим оборудованием, и подготовки предложений по дальнейшему совершенствованию законодательного регулирования в данной сфере постановлением Совета Федерации № 56 от 13.02.18 была создана временная Комиссия Совета Федерации по вопросам законодательного обеспечения развития машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности. Возглавил работу Комиссии Сергей Митин. Он планирует в рамках работы Комиссии объединить усилия Министерства промышленности и торговли, Министерства сельского хозяйства, Министерства экономического развития, Министерства образования и науки, ФАНО России и РАН, отраслевых союзов и ассоциаций для выработки комплексного подхода при решении вопросов становления отечественного машиностроения для пищевых отраслей.

Для начала потребуется определить самые проблемные сферы и точки роста, где уже в обозримом будущем возможно добиться ощутимых результатов, где для этого уже имеются некоторые предпосылки. По информации Минсельхоза, например, в молочной отрасли есть несколько проектов, почти готовых к запуску. Им нужен только импульс, толчок от государства. И дальше по законам рынка прибыльное место пустым не останется, предприниматели, видя возможности, пойдут в эти отрасли машиностроения.

Но мы все понимаем, что «резких» движений допускать нельзя, но и создавать тепличные условия, ограничивая конкуренцию нерыночными механизмами, тоже. Рано или поздно санкционные войны закончатся, об этом говорят уже на самом высшем уровне, и мы должны быть к этому максимально готовы.

Гос поддержка в виде денег тоже не может и не должна быть постоянной. Ведь поддержка – это не только деньги, это может быть и законодательное регулирование, установление четких и прозрачных правил работы, торговли и ввоза – любого поведения на рынке. Иногда стабильность для бизнеса намного важнее и эффективнее любой гос. поддержки.

Есть надежда, что при тесном взаимодействии государства и бизнеса можно добиться неплохих результатов, построив конструктивное взаимодействие между законодательным собранием и отраслевыми союзами.