Подписка

Подписной индекс в каталоге «Роспечать» 84121

ВЫБИРАЕМ ЛУЧШЕЕ

1 сентября 2017

Покупательские предпочтения на рынке мяса и мясных продуктов

Рынок товаров повседневного спроса замедляет темпы прироста и, как и в прошлом году, растет только за счет ценового фак-
тора. Несмотря на замедляющуюся инфляцию, домохозяйства в России продолжают экономить за счет поиска более выгодных ценовых предложений.

Потребительская корзина остается неизменной и растет только в стоимостном выражении практически по всем категориям.

Мясные продукты остаются самой популярной и затратной категорией для россиян, их покупают 99,7% семей*, совершая покупку чаще чем один раз в неделю. И хотя в стоимостном выражении категория стабильна, ее потребление продолжает сокращаться с 104,8 кг/год до 101,8 кг/год (МАТ июнь 2017 к МАТ июнь 2016).

И это при том, что средний российский покупатель, как правило, кладет в корзину несколько видов мясных продуктов.

Отрицательная динамика всех категорий в натуральном выражении сглаживается специальными предложениями.

В натуральном выражении сильнее всего падают птица (-4,4%) и паштеты (-5,2%), в том числе и за счет роста цен.

Основным сегментом в категории «птица» остается курица, которая продолжает падать, невзирая на самую низкую среднюю цену в категории. Постепенно интерес покупателей смещается к индейке, которая остается трендовым продуктом и растет двухзначными темпами как в натуральном, так и в денежном выражении.

Несмотря на отрицательную динамику курицы, самый дорогой и легкий в готовке сегмент – филе –демонстрирует прирост на 10,9% в натуральном выражении, что в свою очередь является признаком того, что цена – не основной фактор выбора.

Среди всех типов мяса и мясных полуфабрикатов спрос больше всего упал на продукты, изготовленные из смеси мяса говядины и свинины – на 9,6% и на говядину – на 3,8%. С говядины и курицы переключаются на свинину, которая показывают небольшую положительную динамику.

Однако нишевая и дорогая мраморная говядина растет в натуральном выражении, что может быть желанием потребителя побаловать себя более премиальным продуктом.

Среди мясных деликатесов самой затратной для покупателя категорией остается ветчина – 22%, которая показывает отрицательную динамику. Интересно, что спрос на шпик/сало, будучи самой бюджетной продукцией, падает больше чем на 11,8%, в то время как дорогой бекон, наоборот, растет на 3,4% в натуральном выражении. Категории «колбасы» и «сосиски»*** продолжают показывать негативную динамику, несмотря на высокую долю промо (21%). Однако стоит отметить, что внутри этих макрокатегорий выделяются растущие сегменты – это сосиски и сырокопченая колбаса.

Анализируя рынок мясной продукции, нельзя не упомянуть о каналах продаж. Самыми востребованными среди них остаются дискаунтеры и гипермаркеты.

Мясные продукты покупает практически каждое домохозяйство, поэтому рост рынка возможен только за счет увеличения потребления. Мясная категория относительно стабильна только за счет специальных предложений, которые переключают потребителя с одного типа мяса, категории или сегмента на другой. Однако промо – это не панацея для рынка, так как это средство стимулирования продаж работает не везде.

Потребитель уже адаптировался к новым рыночным условиям и готов выбирать лучшее из ассортимента – то, что удовлетворяет его требования и соответствует текущим или долгосрочным потребностям: будь то здоровый образ жизни, экономия времени на приготовление или поиск чего-то нового для разнообразия своего меню.

Поэтому понимание глубинных мотивов покупки, знание профиля целевого потребителя, мониторинг тенденций развития отдельных ниш и появления новинок на мясном рынке поможет производителям и ритейлерам в полной мере раскрыть потенциал категорий.

Юлия Пирязева, старший исследователь GfK